Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №113 компенсирующего вида Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Педагог-психолог Соколова Наталья Ивановна; sokolpsy@mail.ru

sokolpsy@yandex.ru

Страничка психолога

 

 

 

Рекомендации по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

  

  1.                  Родителям необходимо провести полное медицинское обследование ребёнка с СДВГ, чтобы исключить другие заболевания, при которых симптоматические и поведенческие проявления ребёнка могут быть очень схожими с симптомами и с поведением ребёнка с СДВГ.

 

  2.                  Родителям рекомендуется обратиться за профессиональной помощью и психологической поддержкой к специалистам в области СДВГ.

 

  3.                  Помните, что дети с СДВГ нуждаются в систематизации их деятельности. Она очень хаотична и это им мешает. Ему может помочь список дел, который можно составить вместе с ним или  же самими родителями. Если он не умеет читать, то это могут быть  картинки.

 

  4.                  Составьте правила поведения. Запишите или нарисуйте их и повесьте на видном месте. Зрительный ориентир поможет ребёнку выбрать то, чего от него ожидают.

 

  5.                  Повторяйте указания. Чётко проговаривайте их на понятном для ребёнка языке. Детям с СДВГ нужно слышать одно и то же укзание более одного раза..

 

  6.                  Поддерживйте постоянный визуальный контакт. Говоря что-то ребёнку, смотрите ему в глаза. Успокаивайте ребёнка, когда он возбуждён и не слышит обращённую к нему речь: возьмите его за руки и посмотрите  в глаза. Так вы можете одним взглядом вернуть ребёнка к реальности. Делайте это чаще.

 

  7.                  Установите границы дозволеного. Это не наказание. Границы сдерживают и успокаивают. Делайте это последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в сложные дискусии о справедливости. Такие дискусии и споры только ещё больше возбуждают ребёнка. Говорить о том, что такое хорошо и что такое плохо, необходимо тода, когда ребёнок спокоен.

 

  8.                  Планируйте режим дня ребёнка.

 

  9.                  Готовьте ребёнка к переменам. Объявите заранее, что нового появится в жизни , затем несколько раз предупредите дополнительно по мере приближения к новому событию.

 

  10.              Позволяйте ребёнку побыть наедине с самим собой. Ему это необходимо. Это поможет прийти в себя.Так он научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция.

 

  11.              Будьте эмоцонально близки с ребёнком. Эта связь поможет детям сделать правильный выбор, позволит им оценить, чего от них ожидают, и понять, достигли ли они поставленных целей, а также сильно поощряет и поддерживает. Отмечайте любые положительные поступки, даже самые малые.

 

  12.              Разбивайте длинные задания на более короткие. Это один из важнейших методов обучения и воспитания детей с СДВГ.

 

  13.              Снимайте с ребёнка напряжение, веселясь и играя с ним. Позволяйте себе шутить, быть оригинальными и экстравагантными. Вносите новизну. Детям с СДВГ нравится новизна.. Это помогает сохранить внимание – как детское,так и ваше. Эти дети полны энергии – они любят играть. А больше всего они ненавидят скуку.

 

  14.              Однако остерегайтесь перевозбуждения. Подобно чайнику на плите дети с СДВГ могут «перекипеть». Вы должны быть способны вовремя и быстро «притушить огонь». Наилучшй способ справиться с беспорядком – это в первую очередь предотвратить его.

 

  15.              Следите за успехами и подчёркивйте их насколько это возможно. Эти дети переживют столько неудач, что им важна любая позитивная реакция. Похвала никогда не бывает излишней. Дети нуждаюся в ней, как в лекарстве. Одним из наиболее разрушительных аспектов СДВГ является не сам дефицит внимания, а его вторичный результат – заниженная самооценка.

 

  16.              Используйте игровые приёмы для улучшения памяти. У детей нередко есть проблемы с т.н.активной памятью. Любой игровой приём, котрый вы можете придумать, - стишки, рифмы, шифровки и пр., может весьма помочь улучшить память.

 

  17.              При объяснении чего-либо используйте наглядный материал. Поскольку для большинства детей с СДВГ наглядный материал лучше звукового, вы можете одновременно записать (зарисовать) то, что вы говорите или собираетесь сказать. Такой вид систематизации может весьма помочь усвоить новый материал.

 

  18.              Упрощайте свои просьбы.Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребёнок вас поймёт. В общении с ребёнком используйте образную речь. Это помогает сохранить внимание.

 

  19.              Используйте обратную связь, которая поможет ребёнку лучше понять самого себя. Дети с СДВГ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Постарайтесь дать им эту информацию конструктивным путём. Спросите, например: «Ты знаешь, что ты только что сделал?»; или: «Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?»; или: «Как ты думаешь, почему эта девочка расстроилась, когда ты сказал то, что сказал?». Чаще задавайте ребёнку вопрсы, которые побуждают к самосозерцанию и самопониманию.

 

  20.              Ясно объясняйте ребёнку, чего вы от него ждёте. В общении с ребёнком фиксируйтесь больше на позитивных моделях поведения, нежели на негативном поведении ребёнка. Это наиболее эффективно. В своей речи старайтесь не использовать частицу «не».

 

  21.              Дети с СДВГ положительно реагируют на вознагаждения и стимулы. Система баллов может стать частью коррекции поведения или системы вознаграждения детей.

 

  22.              Помогайте ребёнку преодолевать трудности в социальной сфере, учите его общению и коммуникации. Многие дети с СДВГ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию.

 

  

Агрессивность дошкольников

  Агрессивность является нарушением поведения ребёнка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет).  

  И эти периоды в жизни ребёнка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника. Кроме того, с точки зрения некоторых психологов (например, гештальт-психологии), агрессия необходима для выживания и носит функции защиты и сохранения “своей среды” или конструктивного её изменения.

  Что такое агрессия? Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым или неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности).

Причины появления агрессии у детей.

  • Некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.

  • Воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка (если ребёнка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм)

  •  На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявления гнева у своего ребёнка. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих. Родители, резко подавляющие агрессивность своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая  в своём сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет появляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

  • Поведение родителей с ребёнком и друг с другом – это самый первый и значимый образец для ребёнка. Зачастую в гневе ребёнок может ответить взрослому его же словами и действиями.

Укреплению агрессивных форм поведения у ребёнка способствуют:

  • скандалы в семье;

  • применение физической силы во время семейных ссор (драки);

  • грубое, жестокое обращение с ребёнком;

  •  привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боёв без правил и т.п.;

  •  просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультфильмах;

  •   одобрения агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: “А ты тоже его ударь”, “И ты сломай”, “А ты что, отнять не можешь?”

Способы контроля поведения ребёнка.

Как ладить с ребёнком, который постоянно ведёт себя вызывающе?

 Как предотвратить перерастание детской агрессивности в черту характера?

Известый психиатр Р. Кемпбелл выделяет пять способов контроля поведения ребёнка:

Два позитивных:

  • просьбы

  •  мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребёнка, взять его за руку и отвести и т.д.).

Один нейтральный:

модификация поведения: использование поощрения (за выполнение определённых правил) и наказания (за их игнорирование).

Данная система не должна применяться слишком часто, так как впоследствии ребёнок начинает делать только то, за что получит награду.

Два негативных:

  • частые наказания

  •  приказы

  Эти способы заставляют ребёнка чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт.

  Что же такое пассивная агрессия и какие опасности она в себе таит?  

Это скрытая форма агрессии, цель которой – вывести из себя, расстроить родителей или близких людей. Причём ребёнок может причинить вред не только окружающим, но и самому себе. Он начнёт специально плохо выполнять задания, в отместку родителям надевать те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице без всякой причины. Главное – вывести родителей из равновесия.

  Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье. Наказывая ребёнка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство сына или дочери. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день, неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребёнок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.

Правила поведения, способствующие снижению детской агрессивности.

  •  Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего малыша.

  •  Адекватно оценивайте возможности своего ребёнка.

  •   Стремитесь вовремя, ненавязчиво и без лишних наставлений оказывать малышу необходимую помощь.

  •  Предоставляйте ребёнку самостоятельность в делах, которые ему под силу.

  •  Умейте идти на компромисс.

  • Будьте последовательны в воспитании ребёнка. Помните: в сложной работе – быть родителем не бывает выходных. Если есть правила и режим, то они должны быть всегда, не вносите дезорганизацию в жизнь ребёнка.

  • Найдите оптимальный путь воспитания малыша, с которым согласны и папа и мама, и все, кто участвует в воспитательном процессе.

 

Как помочь детям разрешить конфликт

Детские страхи и тревожность

 

 Телефоны экстренной психологической помощи:

Городской телефон доверия для взрослых: 323-43-43, 327-60-30
Телефон экстренной психологической помощи при МЧС (01): 718-25-16
Телефон доверия «кризисный центр для женщин»: 327-30-00, 373-06-73
Телефон доверия для пожилых: 300-83-78
Телефон экстренной психологической момощи для детей, подростков и их родителей: 708-40-41
Телефон доверия «Кризисная психологическая служба для детей и подростков»: 234-34-00
Телефон доверия по вопросам наркозависимости: 714-42-10

Бесплатные психологические службы Петербурга


Служба консультирования в конфликте и медиации,  993-76-92, http://mediationhelp.spbu.ru/


Кабинет психологической помощи для студентов и молодёжи. 
Студенческая поликлиника №75, ул. Кузнецовская д. 9, тел.: 369-86-01
(могут обращаться все, независимо от возраста и статуса, бесплатно). Анонимно.

Кабинет психологической помощи для взрослых при Клинике неврозов. 
В. О. 15 линия, д. 4/6, тел.: 323-47-38 ( бесплатно, консультация и стационар). Необходим паспорт с Спб регистрацией и полис.

Психотерпевтический ЦЕНТР в Санкт-Петербурге предлагает БЕСПЛАТНУЮ высококвалифицированную помощь ПСИХОТЕРАПЕВТОВ и ПСИХОЛОГОВ.
Директор - В.И. Курпатов ( Курпатов- старший).
Вы можете получить помощь наших специалистов в случаях:
• Когда Вы длительно и безрезультатно лечитесь у разных врачей
• Постоянно чувствуете тревогу, страх.
• Панические атаки ограничивают Вашу жизнь
• Чувствуете подавленность, постоянную слабость и потерю интереса к жизни
• Переживаете развод или смерть любимого человека
• Находитесь в кризисе, не видите выхода из сложившейся ситуации
Дополнительная информация и запись по телефону 714-34-14, +7 950 014 38 46
адрес: СПб, ул. Канонерская д.12 (м. Сенная). Необходим паспорт с Спб регистрацией.
расписание бесплатных групп - http://vk.com/public41454775
http://med.spbu.ru/index/text6_2.htm - фотографии специалистов, звоните, называете ФИО, к кому хотите. Бесплатно, паспорт с спб пропиской и полис ОМС.

Городская кризисная служба для детей и подростков. 
ул. Чапыгина, д.13, тел.: 234-34-00

Городская медико-психолого-педагогическая консультация для детей (с 3 лет). 
ул. Звенигородская, д. 10, тел.: 764-97-17

Государственный региональный центр «Семья». 
Московский пр., дом 104а, тел.: 387-42-11. http://www.homekid.ru

Центр помощи женщине. 
Московский пр., д. 206, тел.: 373-06-73


__________________________________



Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"